Эпоха началась вчера
Всемирная сеть Интернет принципиально изменила технологию успешного
бизнеса
Мир пережил революцию, которую многие не заметили. Схема традиционного
бизнеса, не менявшаяся несколько веков, устарела в одночасье. Грамотно
сделанный коммерческий интернет-сайт позволяет автоматизировать многие
менеджерские функциональные обязанности, сэкономив таким образом хозяину
деньги. Ведение операций через Интернет возможно из любой точки планеты,
где есть к нему доступ. Сделки, над которыми раньше должен был трудиться
весь коллектив фирмы, может совершать один человек, сидящий за монитором.
Делай бизнес не слезая с дивана
Интернет как универсальный инструмент бизнеса может стать основой
для "экономического чуда" в Украине
Огромный маркетинговый потенциал Интернета привел к бурному росту
электронной коммерции. Через "всемирную паутину" в мире торгуют
сталелитейные компании и авиалинии, биржи и малые семейные предприятия.
Однако было бы неправильным сводить электронную коммерцию только к торговле
в интернет-магазинах. Электронный бизнес - это не просто бизнес в сети.
Это бизнес, активно использующий все возможности, предоставляемые интернет-технологиями.
Это бизнес с совершенно другой философией, требующей от бизнесмена
нового набора личных качеств. Благодаря этому можно сказать, что все
страны мира находятся сейчас почти что в равных стартовых условиях в
сфере электронного бизнеса (большая степень развития телекоммуникаций
в Европе и США - фактор непринципиальный: рывок, совершенный в этой
области Китаем тому пример). А значит у постсоветских государств, и
Украины в том числе, есть шанс совершить "экономическое чудо"
и занять достойное место в мировом экономическом сообществе.
Мир пережил революцию, которую многие не заметили. Схема традиционного
бизнеса, не менявшаяся несколько веков, устарела в одночасье. Грамотно
сделанный коммерческий интернет-сайт позволяет автоматизировать многие
менеджерские функциональные обязанности, сэкономив таким образом хозяину
деньги. Ведение операций через Интернет возможно из любой точки планеты,
где есть к нему доступ. Сделки, над которыми раньше должен был трудиться
весь коллектив фирмы, может совершать один человек, сидящий за монитором.
Электронный бизнес: темпы роста опережают прогнозы
Этого никто не ожидал. Зачаточные формы электронной коммерции появились
еще в конце 70-х. Но то были сложные и дорогостоящие системы по обмену
электронными данными в сфере торговли и производства, доступные лишь крупным
корпорациям. И вдруг, в какие-то по меркам истории мгновения, все круто
поменялось.
Западные специалисты в области интернет-технологий прогнозируют, что
доходы только от электронной коммерции класса "бизнес для бизнеса"
(Business-to-Business, которое по-английски произносится как В2В) в 2002
году будут составлять $327 миллиардов. Согласно же европейским исследованиям,
прогнозируется, что общий объем рынка электронной коммерции к 2003 году
достигнет $1,6 триллиона. В отчете Европейской комиссии по электронной
коммерции предполагается, что через 5 лет 630 тысяч американских и 245
тысяч европейских компаний будут интегрированы в электронную коммерцию
вида В2В. Область охвата коммерцией В2B будет увеличиваться и уже к 2001
году достигнет 90% (считая все предприятия, занимающиеся бизнесом через
Интернет).
Универсальность и доступность
В последнее время среди бизнесменов стало престижным создавать web-страницы
в Интернете. Если мы обратимся к статистике, предлагаемой счетно-поисковыми
системами, то увидим, что среди почти десяти тысяч украинских серверов
предприятия занимают одно из первых мест. Это позволяет придать предприятию
современный привлекательный имидж, сообщить важные сведения о нем, создаваемой
им продукции и услугах, о сотрудниках. Однако наличие веб-сайта - еще
не электронный бизнес.
Электронная коммерция определяется как "выполнение бизнеса электронным
путем" (Европейская комиссия, 1997). Она включает электронную торговлю
как материальными товарами, так и информационными ресурсами. И охватывает
все этапы торговли: маркетинг, заказ, оплату, послепродажную поддержку.
По "ориентации" электронная коммерция делится на несколько
классов:
- класс "бизнес для потребителя" (business-to-customer, В2С);
- класс "бизнес для бизнеса" (business-to-business, В2В);
- класс "бизнес для партнеров" (business-to-partner, B2P);
- класс "бизнес для общественных отношений" (business-to-public
relations, B2PR);
- класс "бизнес для государства" (business-to-goverment,
B2G).
Электронная коммерция класса В2С - это в основном уже хорошо известные
нам интернет-магазины и аукционы, ориентированные на потребителя, совершающего
покупку, не отходя от монитора. Коммерческие решения класса B2PR или B2G
даже на Западе лишь начали развиваться - в основном это различные информационные
ресурсы.
Подробнее расскажем о решениях класса В2В или B2P. Ведь по мнению аналитиков,
рынок B2B потенциально на порядок больше рынка B2C. Электронная коммерция
класса "бизнес для бизнеса" во всем мире считается наиболее
перспективным делом в Интернете. Например, специалисты консалтинговой
компании Deloitte&Touche уверяют, что 2000 год будет переломным для
электронной коммерции В2В. По данным этой компании, общий оборот средств
на рынке В2В в 2003 году составит 1,4 триллиона долларов США.
Менеджер-робот? Возможно уже сегодня
Как решения В2В могут преобразить сегодняшние методики ведения бизнеса?
Грубо говоря, введение в бизнес этих технологий аналогично "приему
на работу" своеобразного "электронного менеджера". Который
в некоторых случаях может заменить даже несколько живых менеджеров: по
продажам, по обслуживанию корпоративных клиентов, по сервисной поддержке.
Это могут быть своеобразные "коммутаторы", или "торговые
концентраторы", связывающие продавцов и покупателей в конкретной
отрасли, и приносящие своим создателям небольшой процент от каждой сделки,
совершенной с помощью этих ресурсов. Такой "коммутатор" представляет
собой сайт, на котором собрана информация о ценах на продукцию у всех
ее производителей и поставщиков, об условиях оплаты и доставки, реализована
возможность поиска и сортировки оных по различным параметрам (например,
поиск всех предложений по цене "не выше, чем..."), а также имеется
возможность совершения заказа и оплаты его с помощью системы электронных
платежей. На этом же сайте могут быть выложены данные о потенциальных
покупателях того или иного продукта, а также различные информационно-аналитические
ресурсы, относящиеся к данному рыночному сегменту, помогающие предпринимателям
ориентироваться в ситуации.
Любому руководителю понятно, что организация бизнеса с помощью такого
интернет-ресурса позволяет существенно экономить время и человеческие
ресурсы. Теперь для совершения сделки нет нужды в длительных переговорах
и командировках, в трудоемких исследованиях предложения на рынке по прайс-листам,
проверках партнера на благонадежность (ответственность за риск в данном
случае несут создатели ресурса). Сделки могут совершаться одним человеком,
в количестве, гораздо большем, чем это может делать вся фирма с применением
традиционных технологий.
Более того, во многих случаях одна операция предприятия включает в себя
целую серию сделок, проплат, зачетов, других операций. В таких цепочках
обычно задействовано большое количество менеджеров со всех сторон, они
отнимают немало времени и сил, особенно у руководителей, вынужденных держать
все детали ситуации в голове. Автоматизация же этого процесса описанным
выше способом немногим сложнее, чем автоматизация отдельной сделки. В
результате такая цепочка операций так же может совершаться и контролироваться
одним человеком, не отходящим в это время от стола с монитором и чашечкой
кофе (или даже загорающего на пляже с ноутбуком и мобильным телефоном,
через который компьютер подключен к Интернету).
Это могут быть автоматические системы для обслуживания корпоративных
клиентов (решения В2Р). Фирме, которая на постоянной основе продает (или
закупает) сырье или расходные материалы одним и тем же партнерам (например,
дилерской сети), нет нужды содержать для этой цели специальный штат менеджеров.
Все подобные операции могут совершаться автоматически на сайте компании.
Дилер лишь отмечает необходимый объем закупки и вводит информацию для
проведения платежа. Остальные операции - отгрузка, доставка - производятся
автоматически.
Еще одна сфера, где электронные средства становятся поистине незаменимыми
- сервисное и послепродажное обслуживание клиентов. Весь прием рекламаций
и прочих вопросов так же проще всего осуществлять средствами Интернета:
по электронной почте, с помощью интернет-пейджеров типа ICQ, в чате или
веб-конференции на самом сайте компании. Такой способ общения с клиентами
делает его более взвешенным, конкретным и менее нагружающим для менеджера
(за счет письменного общения), но в то же время по оперативности не уступает
непосредственному общению по телефону. Такие решения для сервисной поддержки
так же позволяют существенно экономить человеческие и временные ресурсы
компании.
Естественно, данный список далеко не полон. Развитие моделей электронной
коммерции поддерживается Европейской комиссией ESPRIT. В материалах этой
комиссии рассматривается 11 моделей электронного бизнеса. Среди них: электронный
магазин, электронный каталог-справочник, электронный аукцион, электронный
торговый центр, виртуальное сообщество, виртуальный центр разработки,
информационный брокер, провайдер бизнес операций, интегратор бизнес операций
и т. д.
А как в Украине?
20 июня на второй конференции Ukrainian Net Exchange (UNEX) - встрече
украинских деятелей Интернета с западно-, восточноевропейскими и американскими
инвестиционными фондами (в частности, представителями известных венчурных
фондов Western NIS Enterprise Fund и Red Stars Venture Fund) многих удивила
киевская компания BI Consulting (www. biconsulting. ws). Она презентовала
свой проект "Бизнес-портал", представляющий собой систему электронной
коммерции класса В2В с широким спектром услуг для ведения бизнеса в Интернете.
Стать абонентом бизнес-портала можно за цену, доступную даже частному
предпринимателю (минимум $22). Похоже, такая модель больше подходит для
стран СНГ, где у большинства предприятий нет лишних средств ни для создания
собственных систем электронной коммерции, ни для оплаты услуг зарубежных
бизнес-порталов. Да и учетные системы (бухгалтерские и другие) наших предприятий
плохо состыковываются с зарубежными стандартами. И потом, если работоспособность,
допустим, электронного магазина зависит от системы электронных платежей
и системы доставки, то в случае модели В2В нет такой жесткой зависимости
от внешних факторов. В общем, бизнес-портал адаптирован как раз под налоговые
и прочие реалии стран СНГ. Но вот насколько он осуществим?
Игорь ПЕТРЕНКО
Наиболее перспективные направления развития электронной коммерции business-to-business:
- "Торговые концентраторы". Сайты, на которых собрана информация
о ценах на продукцию, об условиях оплаты и доставки, реализована возможность
поиска и сортировки, может быть и возможность совершения заказа и оплаты
его с помощью системы электронных платежей.
- Автоматические системы для обслуживания постоянных клиентов. Зайдя
на сайт, клиент лишь отмечает объем закупки и вводит информацию для
проведения платежа. Отгрузка и доставка производятся автоматически.
- Системы для сервисного и послепродажного обслуживания. Весь прием
рекламаций и прочих вопросов осуществляется по электронной почте, с
помощью ICQ, в чате или веб-конференции на самом сайте компании.
Прикрепления: |